Шаблоны Joomla здесь

В рамках подготовительных мероприятий Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов 10 декабря 2013 г. в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации состоялась Конференция «Сельскохозяйственная кредитная кооперация – лидер кооперативного строительства на селе».

На Конференции были обсуждены вопросы подготовки Съезда, хода разработки и согласования проекта ВЦП "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы", тенденций изменений законодательства, затрагивающего сельскохозяйственные кредитные кооперативы.

Конференция прошла под руководством Статс-секретаря - Заместителя Министра сельского хозяйства РФ А.В. Петрикова, в работе участвовали Первый Заместитель Руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам В.В. Чистюхин, руководители и специалисты Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ.

Участники Конференции поддержали решение о проведении Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов в г. Санкт-Петербурге и поставили задачу разработки и вынесения на Съезд программного документа, определяющего приоритеты, цели и пути развития сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Конференция обратилась к федеральным органам исполнительной власти с просьбой ускорить согласование проекта Ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы", сохранить в окончательной редакции документа меры по поддержке сельскохозяйственной кредитной кооперации. Как сообщил Директор Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза РФ Д.И. Торопов, в феврале 2014 г. согласование Программы должно быть закончено, после чего начнётся выполнение программных мероприятий.

По итогам длительной и напряжённой дискуссии участники Конференции поддержали предложение Первого Заместителя Руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам В.В. Чистюхина, который высказал уверенность в возможности формирования саморегулируемых организаций сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на базе действующих саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов. Разработка соответствующих норм должна позволить сохранить струткуры и функции ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, обеспечив силами двух действующих СРО выполнение задач по регулированию сельскохозяйственной кредитной кооперации, которые поставит мегарегулятор.

По итогам обсуждения участниками Конференции была принята резолюция.


 

РЕЗОЛЮЦИЯ
Конференции
«Сельскохозяйственная кредитная кооперация – лидер кооперативного строительства на селе»
«10» декабря 2013 г., 11.00 – 15.00, Москва, Минсельхоз России, Конференц-зал

Современное конкурентоспособное сельское хозяйство невозможно без развития различных форм сельскохозяйственной кооперации, охватывающей все основные потребности сельскохозяйственного товаропроизводителя: в снабжении, сбыте, переработке продукции, стандартизации и социальном обслуживании. Исторически первопроходцем кооперативного строительства выступала сельскохозяйственная кредитная кооперация. Не является исключением и пореформенная Россия, именно поэтому прогресс сельского кооперативного строительства во многом будет определяться организованностью, экономическим потенциалом, наличием стратегии развития у системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.
Основы данной системы были заложены во второй половине 90-х годов ХХ века, когда первые сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы выступили инициаторами создания организаций кооперативной инфраструктуры: финансовой (Фонд развития сельской кредитной кооперации), представительской (Союз Сельских Кредитных Кооперативов), контрольной (МАСКК «Аудит-Кредит»), учебно-методической, информационно-просветительской и иной. Быстрый прогресс сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации во второй половине 90-х – начале 2000-х годов не в последней степени определялся именно скоординированной работой этих инфраструктурных организаций, имевших специализированные функции, но единую цель.
Рост (количественный, региональный, структурный) движения сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации не сопровождался адекватным потребностям развитием созданной на федеральном уровне кооперативной инфраструктуры. Часть созданных на начальном этапе организаций прекратили свою деятельность, оставшиеся – действуют с разной степенью эффективности, но без единой стратегии.
В условиях подготовки к проведению Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов как нельзя более актуален вопрос выработки единой стратегии развития сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, отвечающей приоритетам Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года.
Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники Конференции постановляют:
1. Сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам, организациям кооперативной инфраструктуры активизировать участие в подготовке и проведении Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов.
2. Организациям кооперативной инфраструктуры подготовить и представить на утверждение Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов проект Программы развития сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, включающую приоритеты, цели и задачи развития кооперативного сообщества, этапы и исполнителей программных мероприятий.
3. Просить Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации ускорить согласование проекта Ведомственной целевой программы по развитию сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг., сохранив в нём мероприятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
4. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации при подготовке и рассмотрении проектов нормативных актов по регулированию деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов предусмотреть делегирование части функций по регулированию деятельности СПКК функционирующей системе ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций.

В рамках Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с РСО «Агроконтроль» проводят Круглый стол на тему «О кооперативной политике в условиях подготовки II Всероссийского съезда сельских кооперативов».
Круглый стол состоится 9 октября 2013 г. с 14-00 до 16-15 в малом конференц-зале Павильона № 69 Всероссийского Выставочного Центра. Начало регистрации в 13-30.
В рамках Круглого стола планируется обсудить актуальные вопросы развития кооперации на сельских территориях, сотрудничество и взаимодействие сельских кооперативных организаций, действующих на основании различных нормативно-правовых актов.
В ходе работы Круглого стола руководители профильных подразделений Минсельхоза России сообщат о ходе разработки и согласования мероприятий по государственной поддержке кооперативного движения на селе.
Предполагается сформировать проект повестки дня II Всероссийского съезда сельских кооперативов и обсудить формирование организационного комитета по подготовке и проведению Съезда.
В работе Круглого стола примут участие представители органов государственного управления АПК, иных органов исполнительной власти, руководители сельскохозяйственных кооперативов, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций, действующих на селе организаций потребительской кооперации, кредитных потребительских кооперативов, иных кооперативных организаций, зарубежные эксперты.


 


УТВЕРЖДАЮ
статс-секретарь – заместитель
Министра сельского хозяйства Российской Федерации

 

А.В.Петриков
«13» сентября 2013 г.

ПРОГРАММА
Круглого стола
«О кооперативной политике в условиях подготовки Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов»
«09» октября, 14.00 – 16.15, павильон № 69, малый конференц-зал

Организаторы: Минсельхоз России, РСО «Агроконтроль», Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России

Ведущий: Петриков Александр Васильевич - статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, академик РАСХН, профессор, д.э.н.

14.00-14.50 Тема: «Задачи кооперативного строительства в период подготовки Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов»

Доклады:

14.00-14.20 «О государственной политике в области развития кооперации на селе»
Петриков Александр Васильевич - д.э.н., профессор, академик Россельхозакадемии, статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации

14.20-14.30 «Виды кооперации, представленные на селе и их взаимодействие»
Морозов Андрей Валерьевич - президент Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль»
14.30-14.40 «Социальная роль организаций потребительской кооперации на сельских территориях»
Кузнецов Евгений Николаевич - Председатель Совета Центросоюза Российской Федерации
14.40-14.50 Выступление представителя кредитных кооперативов, созданных в рамках Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»
14.50-15.30 Тема: «Разработка Ведомственной целевой программы о развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг.»

Доклады:
14.50-15.10 «О мерах государственной поддержки в рамках реализации Концепции развития кооперации на селе на 2013-2020 гг.»
Куценко Анатолий Анатольевич – Директор Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
15.10-15.20 Роль сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации в устойчивом развитии сельских территорий Республики Саха-Якутия и государственное регулирование деятельности кооперативов
Баишева Варвара Модестовна – Заместитель Председателя Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Саха-Кредит»
15.20-15.30 Региональная система сельскохозяйственной потребительской кооперации Красноярского края и государственная поддержка кооперативного строительства
Рудаков Юрий Леонидович – Председатель Союза сельскохозяйственных кооперативов Красноярского края
15.30-16.00 Тема: «Разработка и реализация экономически значимых региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации»

Доклады:
15.30-15.40 «Экономически значимые региональные программы – механизм решения актуальных задач кооперативного строительства»
Лосев Михаил Владимирович – Заместитель Директора Департамента экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
15.40-15.50 Кооперация как способ развития логистических центров на сельских территориях
Макаров Владимир Сергеевич – Первый заместитель Начальника Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству, продовольствию и животному миру
15.50-16-00 Программный подход в решении задач кооперирования малых сельскохозяйственных товаропроизводителей
Сысоева Галина Вячеславовна – Начальник отдела по работе с малыми формами хозяйствования Управления сельского хозяйства Администрации Липецкой области
16.00-16.15 Подведение итогов Круглого стола. Заключительное слово ведущего.

 


ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола
«О кооперативной политике в условиях подготовки Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов»
«09» октября 2013 г., 14.00 – 16.15, Москва, ВВЦ, павильон № 69, малый конференц-зал

Состоявшийся в марте 2013 г. Первый Всероссийский Съезд Сельских Кооперативов стал первым за историю пореформенной России смотром сил аграрного кооперативного движения. В ходе подготовки Съезда и разработки его документов кооператоры, действующие в рамках различных федеральных законов, на разных территориях, имеющие различную историю и экономический потенциал впервые предприняли попытку осознания своих интересов и формулирования своих целей и задач. Итогом этой работы стало принятие Съездом Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года.
Важнейшим элементом принятой Концепции явилась выработка принципов взаимодействия государства и кооперативных институтов. Кооперативные организации предложили своё видение социальной роли, которую они играют и должны играть для достижения устойчивого развития сельских территорий – и определили те ключевые направления, где государственные органы могут и должны оказать регулирующее и стимулирующее воздействие на кооперативное строительство.
Со своей стороны, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, как орган исполнительной власти, ответственный за развитие АПК и села в целом, вступило в диалог с представителями кооперативного сообщества и выступило организатором Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов.
Прошедшие со дня проведения Съезда полгода показали правильность принятых решений.
В ряде регионов страны проблемы кооперативного строительства были осознаны как социально значимые и приоритетные. Следствием этого явилось внимание к кооперативному движению при оказании региональной государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и субъектам малого и среднего предпринимательства. Это нашло своё выражение в распространении на сельскохозяйственные потребительские кооперативы новых мер государственной поддержки – пока в отдельных субъектах Российской Федерации.
Учитывая такие тенденции, на федеральном уровне были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее порядок и условия отбора экономически значимых региональных программ в области сельского хозяйства. С начала 2013 г. такие программы могут разрабатываться в целях развития сельскохозяйственной кооперации в подотрасли растениеводства. В настоящее время идёт работа по дальнейшему уточнению данного Постановления с тем, чтобы расширить сферу применения данного Постановления на сельскохозяйственную кооперацию в подотрасли животноводства.
В течение 2013 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были одобрены первые экономически значимые региональные программы по поддержке кооперации, представленные Липецкой, Ростовской, Смоленской, Ульяновской областями, Приморским краем, Республиками Бурятия и Удмуртия. Участниками этих программ стали как сельскохозяйственные потребительские кооперативы, так и организации потребительской кооперации.
Вместе с тем, в большинстве регионов страны кооперация пока не осознана как необходимый институт устойчивого сельского развития. В этой связи важнейшим приоритетом сотрудничества Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и кооперативных организаций является разработка и согласование Программы развития сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг., которая должна выступить ориентиром и стимулом для проведения аналогичной кооперативной политики на региональном уровне. За прошедший период подготовлен текст данной Программы, определены её участники, индикаторы и мероприятия, текст Программы прошёл первичное обсуждение в федеральных органах исполнительной власти.
Усиление общественного внимания к кооперативному движению, выразившееся в проведении ряда региональных конференций, съездов, круглых столов, семинаров и совещаний привлекло к участию в обсуждении общих вопросов кооперации на сельских территориях участников кооперативного движения, которые ранее не осознавали себя как часть агропромышленного комплекса, действующие на сельских территориях или объединяющие в своём составе сельских жителей: кредитные кооперативы (действующие на основании Федерального закона «О кредитной кооперации»); садоводческие, огороднические и дачные кооперативы; жилищные, жилищно-строительные, жилищно-накопительные кооперативы.
Заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники Круглого стола считают необходимым:
1. Одобрить
Предложение Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Фёдорова о проведении Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов в апреле 2014 г. в г. Санкт-Петербурге.
2. Включить в повестку дня Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
Постановку задач кооперативного сообщества для достижения целей устойчивого развития сельских территорий,
Подведение итогов деятельности государственных органов по регулированию и поддержке кооперативных организаций в период между Съездами,
Обсуждение механизмов государственно-кооперативного партнёрства на федеральном и региональном уровнях.
3. Просить
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации создать организационный комитет по подготовке Съезда, включив в него представителей кооперативных объединений, возложить на организационный комитет разработку плана мероприятий по подготовке Съезда.
4. Обратиться к кооперативным организациям, производственным и потребительским кооперативам, действующим на сельских территориях или объединяющим в своём составе сельских жителей и сельскохозяйственных товаропроизводителей
С предложением об институциональном оформлении единого сельского кооперативного движения в период до проведения Второго Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов.
5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации
При уточнении мер государственной поддержки и регулирования сельского хозяйства предусмотреть:
- мероприятия по поддержке сельских кооперативов, сформулированные в принятой Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г., проекте Программы развития сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг., внести соответствующие изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.
6. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации
Продолжить работу по согласованию и принятию Программы развития сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 гг., внесению соответствующих изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.
Завершить создание структурного подразделения, ответственного за развитие кооперации на селе.

21-22 марта 2013 г. в г. Санкт-Петербурге в рамках первого этапа Международной агропромышленной Выставки "Агрорусь-регионы" состоялся Первый Всероссийский Съезд Сельских Кооперативов. В первый день работы Съезда действовали пять тематических секций: сельскохозяйственная производственная кооперация, сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация, сельскохозяйственная потребительская кооперация (кроме кредитной), потребительские общества сельской местности, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов.

Выступление Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В. Фёдорова на Съезде.

Выступление президента РСО "Агроконтроль" А.В. Морозова.

Выступление Председателя Совета АККОР В.В. Телегина.
Видеоотчёт об участии Министра сельского хозяйства России Н.В. Фёдорова в Выставке "Агрорусь" и Съезде Кооперативов.
Фотогалерея работы Пленарного заседания Съезда (на сайте Минсельхоза России).

Фотогалерея (Альбом РСО "Агроконтроль").

Презентация выступления А.В. Морозова на секции Съезда.
Официальный репортаж "Вестей".

Резолюции секций Съезда - ниже по ссылке "Подробнее"


РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Роль ревизионных союзов в деятельности кооперативов»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

За семнадцать лет, прошедших со дня вступления в силу Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», в целом сложилась модель осуществления ревизионной деятельности. Более четверти зарегистрированных в стране сельскохозяйственных кооперативов стали членами ревизионных союзов. Количество созданных ревизионных союзов превысило сто. В свою очередь, ревизионные союзы сформировали две саморегулируемых организации: Российскую саморегулируемую организацию ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов союз «Агроконтроль» и Саморегулируемую организацию ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов Российский союз «Чаянов». На уровне саморегулируемых организаций ведётся регулярная работа по обобщению опыта развития кооперации, уточнению правил профессиональной деятельности, контролю качества работы, подготовке ревизоров-консультантов.
Как на федеральном, так и на региональном уровне в целом сложилась система сотрудничества государственных органов управления агропромышленным комплексом и ревизионного сообщества: проводятся совместные мероприятия, ревизионные союзы привлекаются к контрольно-ревизионной работе и экспертизе документов, осуществляется обмен опытом и координация действий.
Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов всё чаще становятся не просто контролёрами отчётности своих членов, но также участниками процессов бизнес-планирования, защитниками кооперативов в судах, методистами и пропагандистами кооперации. На уровне ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций разрабатываются модели включения кооперативных форм организации в те сферы жизни на селе, где эти формы не сформировались стихийно. Ревизоры-консультанты раздвигают привычные границы понятия «сельскохозяйственная кооперация», наполняя его новым содержанием, отвечающим существу происходящих в аграрной сфере социально-экономических процессов.
Вместе с тем, построение полноценной, всеобъемлющей системы ревизионной деятельности сельскохозяйственной кооперации ещё далеко от завершения. Значительная часть сельскохозяйственных кооперативов как сознательно, так и непреднамеренно продолжает уклоняться от присоединения к ревизионным союзам, в ряде случаев кооперативы, вступившие в ревизионные союзы, избегают своевременного проведения ревизий.
Узость базы ревизионных союзов, низкая платежеспособность сельскохозяйственных кооперативов замедляют процесс развёртывания ревизионного дела в ряде регионов страны, что, в конечном счёте, наносит ущерб, как самим кооперативам, так и их членам, ассоциированным членам, сотрудникам и контрагентам.
В свою очередь, значительная часть ревизионных союзов до настоящего времени определяет свои задачи, ориентируясь на опыт аудиторской работы. Руководители таких союзов ставят во главу угла подтверждение отчётности кооперативов, проверку выполнения требований бухгалтерского и налогового законодательства. С учётом тех проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные кооперативы на практике или оценки важности проблем руководителями кооперативов услуги таких ревизионных союзов представляются кооператорам «навязанными», а требования об обязательном членстве в ревизионных союзах – избыточными. Не отрицая необходимости административного воздействия на кооперативы, уклоняющиеся от присоединения к ревизионным союзам, участники Секции отмечают, что успех развития ревизионного дела будет определяться только умением ревизоров предложить членам союзов широкий спектр услуг, отвечающих их реальным потребностям. Более того, руководство ревизионных союзов, их саморегулируемых организаций, должно работать «на опережение», участвуя в создании для кооперативов (как действующих, так и находящихся в стадии организации) условий максимального благоприятствования (правовых, административных, налоговых, кадровых и других).
Заслушав выступления и обсудив опыт и предложения представителей государственных органов управления АПК и практиков ревизионной деятельности, участники Конференции считают необходимым:
1. Одобрить деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций по оказанию услуг сельскохозяйственным кооперативам, защите интересов их членов и ассоциированных членов.
2. Рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов продолжить работу по выработке новых моделей развития кооперации, расширению перечня предлагаемых сельскохозяйственным кооперативам услуг, по выполнению норм законодательства о сельскохозяйственной кооперации; принять участие в разработке системы государственного регулирования сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, предусматривающей роль ревизионных союзов в качестве основного института контроля деятельности кооперативов.
3. Саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов продолжить совместную с Министерством сельского хозяйства РФ работу по уточнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в части расширения перечня мер поддержки сельскохозяйственной кооперации; принять участие в подготовке проекта Ведомственной (целевой) программы развития кооперации в сельском хозяйстве.
4. Рекомендовать органам законодательной власти субъектов Российской Федерации ускорить работу над проектами региональных экономически значимых программ развития сельскохозяйственной кооперации.
5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации привлекать ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов к осуществлению контрольных мероприятий.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти включить информацию о наличии ревизионного заключения по итогам отчетного года в состав форм годовой отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК за очередной финансовый год, утверждаемых приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, для сельскохозяйственных кооперативов.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации усилить работу по соблюдению норм Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» по обязательному вхождению сельскохозяйственных кооперативов в ревизионные союзы.
8. Одобрить создание при Минсельхозе России Координационного совета кооперативных организаций, рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов направить своих представителей для работы в Координационном совете.
9. Просить Правительство Российской Федерации возложить на Минсельхоз России функции по государственному регулированию деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, предусмотренные Законом «О сельскохозяйственной кооперации».
10. Рекомендовать саморегулируемым организациям ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов активизировать работу над совершенствованием законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Сельскохозяйственная производственная кооперация: состояние и перспективы»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Участники секции «Сельскохозяйственная производственная кооперация: состояние и перспективы развития», представляющие сельскохозяйственные производственные кооперативы, Минсельхоз России, ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, СРО Россоюз "Чаянов", кредитные организации, научных работников, заслушав и обсудив доклады и сообщения участников, отмечают, что принятие в 1995 году Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" открыло новый этап развития сельскохозяйственной производственной кооперации.
Подавляющее большинство работающих в сельском хозяйстве организаций с принятием указанного закона, предпочло сельскохозяйственный производственный кооператив (далее СПК) иным организационно-правовым формам. Так доля СПК в общей численности сельскохозяйственных организаций возросла с 7939 в 1995 г. до 15314 в 2001 г. или более чем в два раза.
Однако в последующие годы наблюдается снижение численности СПК и их доли в общей численности сельскохозяйственных организаций, что в значительной мере связано с пропагандой негативного отношения к данной форме ведения сельского хозяйства, как к чему-то рутинному и не эффективному. Многие СПК, в том числе образцовые, подверглись реорганизации и ликвидации, часто незаконным путём, что привело к прекращению сельскохозяйственного производства на ряде территорий, разрушению социальной сферы села и росту безработицы.
На 1 января 2012 г. в Российской Федерации по данным Росстата зарегистрировано 18517 сельскохозяйственных производственных кооперативов, из которых сельскохозяйственную деятельность осуществляет 10300. СПК используют 23 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. В них занято около 1 миллиона работников, или около 1/3 всех занятых в сельском хозяйстве. С учётом же ассоциированных членов СПК и иных лиц, связанных с СПК местом проживания или работой, зона влияния СПК охватывает в общей сложности около 4 миллионов граждан.
В отличие от иных организационно-правовых форм, СПК есть трудовая и наиболее демократическая форма ведения сельскохозяйственного производства, при которой членом кооператива может быть только гражданин, работающий в нём. Член СПК одновременно является и работником и сособственником его имущества и каждый из них имеет право голоса на общем собрании. Всё это позволяет рядовому труженику - члену СПК, реализовать своё право на участие в хозяйственной деятельности кооператива, на принятие управленческих решений.
Участники секции отмечают, что СПК являются наиболее приемлемой для большинства, работающих на селе, формой организации сельскохозяйственного производства в Российской Федерации, отвечающей интересам государства и общества в экономической и социальной сфере. В СПК трудоустроена значительная часть сельского населения. Они содержат объекты социальной сферы на селе, ими решаются многие социальные вопросы. Данная форма в наибольшей степени соответствует положениям пункта 1 статьи 7 Конституции РФ, согласно которым "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Вот почему развитие СПК, наряду с трудовыми крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, как трудовая форма ведения хозяйства, способствующая развитию в крестьянине чувства хозяина, имеет для нашей страны социально-политическое значение, а потому в приоритетном порядке должна получать государственную поддержку.
Вместе с тем, дальнейшее развитие сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации сдерживается рядом факторов правового, экономического и организационного характера.
Так, отношения в сфере сельскохозяйственной кооперации не получили должного отражения в законодательстве о государственной регистрации юридических лиц, о налогах и сборах, о развитии сельского хозяйства. Их реализация не имеет должных юридических гарантий в законодательстве об административных правонарушениях и уголовном законодательстве. Отсутствуют эффективные механизмы защиты собственности сельскохозяйственных кооперативов от противоправных действий и действий в "обход" закона, на начальном этапе своего развития находится система негосударственного контроля в сельскохозяйственной кооперации. Пробелы в земельном законодательстве создают значительные препятствия для стабильной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитию села.
Явно недооценивается более сложный, чем в иных формах, характер труда руководителей СПК в силу демократической основы функционирования СПК, при которой они обязаны учитывать весьма разнообразные мнения и требования членов-сособственников кооператива, соблюдать многочисленные демократические процедуры.
Не оказывается должной государственной поддержки ревизионным союзам сельскохозяйственных кооперативов в части осуществления ими более доступных и квалифицированных консультаций сельскохозяйственным кооперативам.
Участники секции с удовлетворением отмечают, что отмеченные выше проблемы в развитии сельскохозяйственной производственной кооперации нашли должное отражение в Концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г., вынесенной на рассмотрение Первого Всероссийского съезда сельских кооперативов.
Обсудив эти и другие проблемы сельскохозяйственной производственной кооперации, участники секции считают необходимым:
1) поддержать усилия нового руководства Минсельхоза России, направленные на развитие сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации, и, в том числе, на развитие сельскохозяйственной производственной кооперации.
2) добиваться законодательного признания особой роли и места сельскохозяйственных производственных кооперативов в экономике и социальной сфере села современной России как демократической и трудовой формы ведения сельскохозяйственного производства, способствующей развитию активной личности, обеспечению занятости сельского населения и его социального обеспечения.
1. Просить Минсельхоз России подготовить и внести на рассмотрение в Правительство мероприятия, предусматривающие:
1) предоставление сельскохозяйственным производственным кооперативам государственной поддержки в создании имущественной базы сельскохозяйственного производства путем максимально льготного кредитования, передачи на льготных условиях в пользование государственного имущества, земли, возмещения части расходов на производство;
2) создание федерального фонда и региональных фондов поддержки сельскохозяйственной производственной кооперации;
3) приоритетное выделение долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность СПК, обеспечение неприкосновенности их земельной собственности;
4) решение проблем переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции на основе широкого включения СПК, совместно с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию путём:
- строительства или выкупа государством современных и мощных перерабатывающих предприятий, с привлечением средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и передачи этих предприятий в льготную аренду сельскохозяйственным кооперативам, членами которых могут быть все сельскохозяйственные товаропроизводители данной зоны;
- развития розничных кооперативных рынков и сбытовых кооперативов;
- сокращения оттока прибыли из сектора производства в сектор сбыта;
5) снижение налогового бремени для СПК путём отмены для них налога на имущество. Установление ставок взносов на обязательное пенсионное страхование членов СПК в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Сохранение нулевой ставки по налогу на прибыль, полученную от сельскохозяйственной деятельности;
6) изменение порядка налогообложения на доходы физических лиц от кооперативных выплат членам СПК, по которым на сегодня ставка налога составляет 12 %, в то время как по дивидендам участников иных организационно-правовых форм - 9%.
7) первоочередное выделение средств на социальное обустройство зоны деятельности СПК путём комплексного обустройства агрогородков;
8) более широкое вовлечение крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в сельскохозяйственные производственные кооперативы – коопхозы
9) установление особенностей банкротства сельскохозяйственных производственных кооперативов;
10) ограничение действия трудового законодательства в отношении личного трудового участия членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности и расширение роли внутренних актов кооператива в их регулировании;
11) переход от налогообложения сельскохозяйственных производственных кооперативов к налогообложению их членов;
12) расширение компетенции и повышение ответственности ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и их саморегулируемых организаций в сфере контроля деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов и оказания им консультационных услуг.
2. В целях поддержки и развития сельскохозяйственной кооперации внести изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" в части:
1) уточнения порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов;
2) порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, оснований и последствий признания решений их органов управления недействительными;
- в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налогообложения кооперативных выплат в сельскохозяйственных производственных кооперативах.
- в законодательные акты о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, предусмотрев переход от уплаты страховых взносов с выплат, производимых членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, на уплату страховых взносов, исходя из стоимости страхового года на каждого члена кооператива.
- в Трудовой кодекс Российской Федерации, уточнив сферу его действия в отношении личного трудового участия членов сельскохозяйственных производственных кооперативов в их деятельности.
- в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его правонарушениями, связанными с нарушением порядка созыва и проведения общих собраний членов сельскохозяйственных кооперативов, несоблюдением требований о членстве в ревизионных союзах и проведения обязательных ревизий.
- в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусмотрев дополнительные процедуры проверки обоснованности и законности регистрационных действий по реорганизации и ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, соблюдения сельскохозяйственными кооперативами требований о членстве в ревизионных союзах сельскохозяйственных кооперативов.
4. . Внести следующие изменения в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения:
- создать районные общественные земельные фонды, из которых наделяется каждый, кто проживает и зарегистрирован в сельской местности.
- установить преимущественное право покупки или аренды земельного участка (земельной доли):
1) лицами, проживающими по месту расположения земельного участка;
2) сельскохозяйственными организациями, использующими этот участок не менее трех лет. Для отдельных категорий землепользователей (хозяйств, основанных на личном трудовом участии их членов – сельскохозяйственных производственных кооперативов и крестьянских (фермерских хозяйств) при покупке или аренде земель у муниципальных образований предусмотреть льготные условия приобретения, субсидирование по кредитам;
- установить льготные условия аренды (без проведения торгов) муниципальных земель для трудовых хозяйств;
- определить максимальный предельный размер земель сельхозназначения, которыми может прямо или косвенно (через юридическое лицо) владеть физическое лицо;
- обеспечить жесткий государственный контроль над целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, изымать неиспользуемые по целевому назначению земли.
5. В целях реализации социально ориентированной земельной политики внести следующие изменения в Налоговый кодекс РФ:
- установить минимальный размер земельного участка, не облагаемый налогом на землю, в случае если его собственник проживает в селе;
- установить прогрессивную ставку налога на землю, пропорционально площади земли, находящейся в собственности;
- установить регрессивную ставку налога на землю в зависимости от срока владения землей.
6. Создать в каждом субъекте РФ за счет государственных средств и передать в аренду потребительским сельскохозяйственным кооперативам, членами которых является основная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей данной местности:
1) обслуживающие (МТС, ветстанции) сельхозпредприятия;
2) перерабатывающие сельхозпредприятия;
3) продовольственные банки для снабжения госучреждений и малоимущих граждан продукцией, производимой на таких предприятиях.
7. Активизировать деятельность Российского союза сельскохозяйственных производственных кооперативов.
8. Одобрить представленный для обсуждения на Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов проект Концепции развития кооперации на селе с учётом предложений секции.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ
«Развитие сельскохозяйственной потребительской обслуживающей кооперации как ключевого звена повышения доходности конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Участники рабочей секции отмечают, что сельскохозяйственная потребительская кооперация имеет принципиальное значение для развития сельского хозяйства нашей страны и, в первую очередь, для развития фермерства и других малых форм хозяйствования на селе.

Положительный опыт субъектов РФ подтверждает высокий потенциал кооперации для развития отрасли и ее социально-экономическую значимость для сельских территорий. Однако на сегодня развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации не стало стратегическим, центральным направлением современной аграрной политики, ключевым звеном в повышении доходности сельхозтоваропроизводителей, эффективности развития хозяйств, а соответственно и их конкурентоспособности.
Одной из основных проблем в решении этих важных задач является недооценка роли и значения сельскохозяйственной кооперации органами государственной власти всех уровней. Слабая заинтересованность исполнительных органов районного и поселенческого уровня в решении конкретных проблемных вопросов, возникающих в процессе работы кооперативов. Другой важной проблемой является незнание сельхозтоваропроизводителями преимуществ и принципов кооперации. Отсутствие специализированной системы кооперативного образования, обучения, консультирования, повышения квалификации, обмена опытом, как членов кооперативов, так и менеджеров, работающих в них, затрудняет ее решение. Как результат сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы только на 1% обеспечивают потребности своих членов, и данный вид кооперации находится в начальной стадии своего развития.
Участники секции отмечают, что проведение I съезда кооперативов, принятие Концепции развития кооперации на селе с последующей разработкой конкретных мер на основе целевой программы – всё это важные и необходимые шаги на пути к тому, чтобы развитие кооперации на селе стало ключевым направлением государственной аграрной политики.

В ходе дискуссии участниками рабочей секции выработаны следующие рекомендации:

1. Предложения по резолюции съезда:

1.1. Принять предложенный проект Концепции развития кооперации на селе до 2020 года решением съезда с учетом замечаний и предложений, высказанных на рабочих секциях и пленарном заседании.
1.2. Разработать и утвердить в 2013 г. ведомственную целевую программу Минсельхоза по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации, выделить на ее реализацию из федерального бюджета не менее 10 млрд. рублей с последующим увеличением до 20 млрд. рублей. Включить с 2014 года данную ведомственную целевую программу в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции на 2013 – 2020 годы.
1.3. Правительству Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по разработке и реализации, начиная с 2015 года, Федеральной целевой программы по Развитию сельской кооперации.
1.4. Восстановить в Государственной программе направление по обучению и консультированию сельскохозяйственных товаропроизводителей с выделением необходимых финансовых средств.
1.5. Включить в оценочные показатели деятельности глав субъектов РФ - развитие сельскохозяйственной кооперации.
1.6. Отметить в резолюции съезда историческую значимость Первого съезда сельских кооперативов и дать оценку предшествующим периодам в развитии кооперации.

2. Предложения по проекту концепции:

2.1. Дополнить Концепцию положениями, отражающими роль и значение пайщиков кооператива как главных действующих лиц, от которых зависит успешная деятельность кооператива, и необходимость укрепления их финансовой состоятельности,.
2.2. Добавить в раздел «Общие и специфические риски и проблемы сельской кооперации» следующую проблему - Недооценка органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления роли и значения сельскохозяйственной потребительской кооперации.
2.3. В разделе «Финансово-экономический механизм поддержки развития сельской кооперации» в фразе «участие банков или иных инвесторов в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в статусе ассоциированных членов» исключить слово «кредитных».
2.4. В разделе «Нормативно-правовое регулирование» отразить необходимость разработки механизмов преобразования сельскохозяйственных производственных кооперативов в сельскохозяйственные потребительские обслуживающие кооперативы.
2.5. Дополнить Приложение 1 «Основные мероприятия по реализации концепции развития кооперации на селе на период до 2020 года» пунктом 4.3 «Разработка системы образования в области кооперации, включая систему повышения квалификации», в целях популяризации идей кооперации и приобретения населением знаний и навыков кооперативного движения на период с 2013 до 2020 года.

3. Предложения по Ведомственной целевой программе:

3.1. Основу Ведомственной целевой программы должны составлять меры по развитию и поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации, как наиболее социально-значимой и экономически целесообразной для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения.
3.2. Разработать экономическую модель региональных пилотных проектов по созданию сельскохозяйственных потребительских, обслуживающих кооперативов, которая должна содержать замкнутый цикл от сбора сельхозпродукции фермеров и населения, ее переработки до реализации готовой продукции на кооперативных рынках и магазинах.
3.3. Стимулирование формирования региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сбытовой, снабженческой, перерабатывающей, торговой и другими видами обслуживающей деятельности, включая кооперативы по созданию производственной и социальной инфраструктуры села.
3.4. Предоставлять региональным фондам на условиях софинансирования средства из федерального бюджета для обеспечения поручительств, залогов и гарантий сельскохозяйственным потребительским кооперативам при кредитовании и лизинговых операциях.
3.5. Распространить меры поддержки на обучение, стажировки членов кооператива, представителей выборных органов, руководителей, специалистов кооперативов, инициативных групп фермеров, в том числе на базе успешных кооперативов.
3.6. Обеспечить государственную поддержку созданию инфраструктуры учебных центров по специальному кооперативному обучению, повышению квалификации, проведению обучающих семинаров, а также организации демонстрационных площадок на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
3.7. Выделять субсидии и гранты на создание, реконструкцию и модернизацию материально-технической базы действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4. Другие меры по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации:

4.1. Пересмотреть и изменить механизмы представления гарантий, залогов или поручительств сельскохозяйственным потребительским кооперативам, соответствующими региональными фондами с целью увеличения объемов полученных кредитов и займов.
4.2. Предоставить субсидии сельскохозяйственным потребительским строительным кооперативам на возмещение процентных ставок по кредитам и займам на строительство производственных объектов сельхозтоваропроизводителей, объектов социальной инфраструктуры, жилья сельхозтоваропроизводителям и сельским жителям.
4.3. Разработать систему обучения и воспитания будущих пайщиков кооператива через создание системы образования, начиная со школы, закладывающей основы кооперативного мышления.
4.4. Продолжить изучение опыта Финляндии по развитию кооперации на основе специальных совместных программ МТК и АККОР.
4.5. Обеспечить государственную поддержку созданию федеральной кооперативной торговой сети с логистическими центрами в регионах России.
4.6. Разработать путем обмена опытом между регионами типовую схему применения инструментов адресной поддержки в субъектах федерации по стимулированию создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов для использования схемы в региональных программах.
4.7. Обобщить выступления участников секции и направить материалы, включая аудиозапись, в регионы для использования имеющегося опыта в своей деятельности.

* * *
Участники секции отмечают, что съезд призван стать переломным в понимании сущности кооперации и развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации, как наиболее социально-значимой и экономически целесообразной для сельхозтоваропроизводителей и сельского населения в целом.

РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ

«Потребительские общества и их роль в развитии сельских территорий»
Первого Всероссийского Съезда Сельских Кооперативов
«21» марта 2013 г. г. Санкт-Петербург

Потребительская кооперация, имеющая 180-летнюю историю, является одним из старейших видов кооперации в России. Зародившись в дореволюционной России она в советские времена практически единолично обеспечивала товарами первой необходимости и бытовыми услугами сельское население страны, осуществляла заготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции, обеспечивая функции товаропроводящей цепочки «от поля до прилавка». С учетом решаемых ею задач потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой. В настоящее время организации потребительской кооперации играют активную роль в развитии агропромышленного комплекса страны, участвуют в выполнении поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Деятельность потребительской кооперации сосредоточена, в основном, в сельской местности, она активно участвует в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее 100 человек. Организации потребительской кооперации осуществляют многоотраслевую деятельность в производственной и социальной сфере и играют существенную роль в жизнеобеспечении сельского населения, поддержке личных подсобных хозяйств граждан, обеспечения занятости селян и расширения их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции, получении дополнительных доходов.
Вместе с тем, необходимо отметить, что, несмотря на роль потребительской кооперации в развитии сельских территорий, поставленные государством перед потребительской кооперацией задачи и определенные направления работы, реальной, работающей в полной мере, комплексной системы государственной поддержки развития потребительской кооперации до настоящего времени так и не было создано.
В связи с этим, заслушав и обсудив выступления докладчиков, участники секции считают необходимым:

1.Одобрить:

- подготовленный проект Концепции развития сельской кооперации на период до 2020 г., заложенные в ней принципы и меры по совершенствованию правового регулирования деятельности организаций потребительской кооперации и финансово-экономическим механизмам и мерам поддержки;
- подход органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации к потребительской кооперации как важной и социально значимой составляющей агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, которая нуждается в популяризации и поддержке.

2. Рекомендовать:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

- принять поправки, касающиеся деятельности потребительских кооперативов, при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
- учитывать особенности потребительской кооперации при подготовке проектов федеральных законов, привлекать представителей потребительской кооперации при подготовке и рассмотрении законодательных актов, затрагивающих нормативно-правовую базу деятельности кооперативов.

Правительству Российской Федерации:

- расширить перечень мер государственной поддержки организаций потребительской кооперации согласно положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года. При этом особое внимание уделить вопросам:
- установления для организаций потребительской кооперации пониженного тарифа страховых взносов;
включения организаций потребительской кооперации в число участников экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства;
- возмещения части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации;
- предоставления организациям потребительской кооперации всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы.

Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:

 -ускорить разработку и принятие ведомственной целевой программы развития кооперации на селе согласно положениям подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года;
- инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации согласно положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года в целях обеспечения условий для реализации Концепции в полном объеме и в необходимые сроки.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- разработать и принять региональные программы развития кооперации в сельской местности, включающие в себя направления поддержки организаций потребительской кооперации;
- предусматривать в региональных программах развития сельского хозяйства и сельских территорий наличие подпрограммы по развитию кооперации в сельской местности с перечнем конкретных мер организационной, информационной и финансовой поддержки.
- предусматривать меры поддержки, включающие в себя, в том числе, возмещение кооперативным организациям, расходов на организацию торгового обслуживания населения глубинных и малонаселенных пунктов, обслуживание которых осуществляют только кооперативные предприятия, развитие занятости населения таких пунктов.

Организациям потребительской кооперации и Центросоюзу Российской Федерации:

- активнее участвовать в реализации положений подготовленной Концепции развития кооперации на селе до 2020 года;
- обеспечить повсеместное функционирование цепочки «от поля до прилавка» при осуществлении заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- расширять взаимодействие с личными подсобными хозяйствами граждан на договорной основе путем передачи им на откорм молодняка скота и птицы, а также оказания им услуг по ведению подсобного хозяйства для производства в них востребованной качественной продукции и её последующей реализации в кооперативной торговой сети;
- продолжить реализацию проектов, направленных на повышение занятости сельского населения, в первую очередь, пайщиков, в том числе сезонной занятости, за счет привлечения их к заготовке дикорастущей продукции, лекарственного сырья;
- продолжить работу по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики страны, адаптированной к условиям работы в ВТО;
- продолжить работу по модернизации и максимальному вовлечению в хозяйственную деятельность всех имеющихся объектов материально-технической базы потребительской кооперации, ввод новых объектов;
расширять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции, осваивать, на основе использования высококачественного сырья и современных технологий производства, выпуск эксклюзивной, экологически чистой, высокомаржинальной продукции, вырабатываемой по традиционным, старинным и национальным рецептам, открывать предприятия торговли для её реализации;
- активнее участвовать в разработке и реализации инновационных проектов, способных обеспечить эффективное развитие потребительской кооперации;
- проводить работу по повышению эффективности деятельности организаций потребительской кооперации за счет выявления и использования внутренних резервов и обеспечению их конкурентоспособности.

   

Календарь событий сельхозкооперации  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
23
24
25
26
27
28
29
30
   
© ALLROUNDER